Thursday 17 October 2013

Чем пахнет фотография? часть 1















"Канский полуостров". Местечко, окруженное водой почти со всех сторон, скоро станет местом прописки для нового огромного здания трибунала и для ультрасовременной библиотеки. Но это в будущем. А пока...

А пока полуостров, совсем как я, подставил белые щеки стен лучам неожиданного, но такого долгожданного, солнца. 

"Зачем она там?" наверняка вопрошаете вы. Расскажу. Вчера я сходила на первое собрание ассоциации фотографов, а сегодня отправилась "на разведку" в мастерскую, где фотографы могут проявить свои "шедевры".

Забегая вперед, оговорюсь, что самого таинства я пока не касалась, этим займусь в следующий визит... а сегодня я просто осматривалась.

Помимо фотолаборатории, в небольшом здании мирно соседствуют художественная мастерская и студия лепки. (Это все не считая служебных помещений и совершенно очаровательной общей кухни с яркой разношерстной мебелью и дружескими посиделками).

С восторгом рассматриваю глиняные вазочки, фигурки и чаши; цветную пыль, въевшуюся в пористое дерево стола; лучи солнца, проникающие через матово-запыленное стекло. В этой мастерской очень тепло. Хочется вечность смотреть, как свет играет бликами на глазурованной лазури керамики. 

Потом слышу цоканье когтей по полу... и в мастерскую заглядывает сначала мокрый нос, потом рыжая мордашка... и, наконец, любопытные, грустные карие глаза. Совершенно очаровательная собака, которая просто покорила мое сердце. Ласковая, подставляющая макушку для почесывания... Сразу видно, собака домашняя, ухоженная. Просто, видимо, пока хозяин занимается всякой ерундой делами, она послушно скучает в коридоре. Но, на ее счастье, появилась я, готовая играть с ней. Видели бы вы, как радостно она бегала за брошенным мячом!..

... Насладившись вдоволь общения с четвероногим товарищем, я тихонько, чтобы не спугнуть, прикоснулась к святая-святых - к фотолаборатории. Предбанничек заставлен шкафами с различными книгами по фотографии, под потолком - веревка с прищепками. Передо мной - дверь с крючком для таблички "Лаборатория используется". А за дверью...

За дверью целый новый мир. Батарея бутылок и банок, пластиковые лотки, две огромные раковины, увеличители, похожие на спящих жирафов, накрытые пленкой от пыли... Коробки, ящики, и еще море того, что я не успела разглядеть. 

Получаю для начала устный инструктаж о процессе проявления негативов, поучаствовать в процессе смогу позже... а пока просто проникаюсь атмосферой. И понимаю, какой это труд, какое это искусство и какой талант. Цифровая фотография невероятно упростила нам жизнь... и обесценила саму фотографию как таковую. Поймала себя на мысли, что, если бы не было цифры, вряд ли бы я осмелилась взять на себя такую работу и ответственность.

За полтора часа, проведенные в лаборатории, кажется, что я напиталась витающими вокруг запахами: душным запахом сырого, закрытого помещения; пыльной "пудровостью" старых коробок; химическими нотками реагентов; теплым "ламповым" запахом увеличителей; резким запахом пластика и проводов. Я напиталась этими нюансами, и пахну теперь так же, как пахнет фотография.

P.S. На последнем снимке - открытка, которую я взяла в мастерской. На ней фраза-игра слов. Если перевести дословно "Вопрос не в том, чтобы иметь какое-то место, а в том, чтобы "иметь место быть". Это мое вдохновение на сегодня.

7 comments:

  1. ух ты! ты что записалась или как это называется в ассоциацию фотографов? Ах какие фигурки и горшочки!!:)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Пока не записалась, но сходила на разведку... Потом посмотрим, и, если мы с этим кружком фотографов друг друга устроим, запишусь :) Там не всегда бывает интересно на собраниях, но они организуют безумно интересные встречи (например, раньше договаривались со студией танца, чтобы фотографы могли приходить и снимать танцоров; а сейчас в планах такое же мероприятие с оркестром...).

      А в студию лепки я просто влюбилась!

      Delete
  2. О слепите мне маску от доносчивых глаз
    Чтобы спрятать святое лицо моё
    Чтобы детство моё не смешалось в навоз
    Чтобы свиньи не жрали мою беззащитность

    ReplyDelete
  3. Да! Вот это самое потрясающее. В Калининграде ты бы такого не нашла.. Желаю, чтобы вы др другу понравились! А дорого туда ходить?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо! Про "членский взнос" пока не знаю. На следующей неделе встречусь с главой ассоциации, поговорим, посмотрим. Самое ценное для меня еще и то, что будучи с ними, я смогу принимать участие в выставках...

      Delete
  4. Лешуня! Наконец-то дождался твоего очередного выхода на бьеннале фото-размышлений и фото-осмыслений... Скучаю без тебя, без наших вторнико-четверговых разговоров и сопричастности к друг другу! Нам всем так не хватает тебя......

    ReplyDelete
    Replies
    1. Родной, я тоже уже не могла дождаться, когда же легкомысленная и непостоянная муза ко мне вернется... и вот. Свершилось.
      Мне вас ужасно не хватает. Ужасно.

      Delete